Термин
«конфликт» имеет латинское происхождение. Дословно это слово переводится как «столкновение».
В обыденном смысле под конфликтом обычно понимают
ссору или
спор, которые ведутся на повышенных тонах, сопровождающиеся негативными эмоциями, с нарушением правил и норм приличия.
Так ли страшен и негативен конфликт как о нем принято говорить?Особенно если одна из сторон обладает знаниями и навыками, способствующими максимальной конструктивности диалога.
На самом деле, конфликт - очень важный процесс и если его все время избегать, то можно не узнать много ценного - того, о чем люди в спокойном и контролируемом состоянии не говорят.
В данном случае - форма подачи, не всегда говорит о содержании.
Предлагаю сначала углубиться в тему конфликта, причин его возникновения и инструментов решения.
Вот несколько распространенных ситуаций и причин, которые могут привести к конфликтам:
- Различие в интересах:
- Когда участники преследуют собственные цели, которые не совпадают или противоречат целям другой стороны.
2.
Коммуникативные проблемы: - Недопонимание, неправильная интерпретация слов и действий или недостаток общения может привести к конфликту из-за недостоверной информации.
3.
Ценностные разногласия: - Различия в убеждениях, религиозных взглядах или культурных ценностях могут стать причиной конфликта, особенно если одна из сторон пытается навязать свои взгляды другой.
4.
Борьба за ресурсы: - Конфликт может возникнуть из-за конкуренции за ограниченные ресурсы, такие как деньги, время, территория или другие важные ресурсы.
- Реакция на стресс, страх, обиду или гнев может обострять взаимодействие и вести к конфликту.
6.
Личностные различия: - Различия в темпераменте, стиле общения или личных предпочтениях могут вызывать трения между людьми.
И как же при таких серьезных причинах, преобразовать конфликт в эффективное взаимовыгодное сотрудничество?
Есть
разные инструменты, такие как, например:
медиация, директивное решение, методика ненасильственного общения использование эмоциональный интеллекта,
которые могут быть крайне эффективными в разрешении конфликтов, обеспечивая различные подходы к достижению взаимопонимания и удовлетворению интересов всех вовлеченных сторон.
Медиация предполагает привлечение нейтральной третьей стороны, которая помогает участникам конфликта найти решение, соответствующее интересам всех сторон. Медиация основывается на принципах сотрудничества и взаимного уважения, а медиатор играет роль фасилитатора, помогая сторонам лучше понять друг друга и совместно выработать приемлемые решения.
Этот метод включает решение, принятое третьей стороной, которая пользуется авторитетом у обеих конфликтующих сторон. Это может быть руководитель, судья или устоявшийся арбитр. Такой подход может быть полезен, когда необходимо быстро и эффективно разрешить конфликт, особенно если стороны не могут прийти к соглашению самостоятельно. Он обеспечивает понятное и четкое руководство для всех вовлеченных.
- Методика ненасильственного общения (Маршал Розенберг)
Методика ненасильственного общения (ННО) была разработана Маршалом Розенбергом и акцентирует внимание на сострадании и эмпатии вместо конфронтации и обвинений. Она строится на четырех основных компонентах: наблюдение без оценки, выражение чувств, уточнение нужд и просьба об удовлетворении нужд. ННО помогает открывать более глубокое понимание и создает условия для искреннего и конструктивного диалога между сторонами.
- Эмоциональный интеллект (ЭИ)
ЭИ — это способность распознавать, использовать, понимать (анализировать) и управлять как своими эмоциями, так и эмоциями других людей. В контексте конфликта
ЭИ позволяет улучшать коммуникацию, увеличивать эмпатию и находить решения, которые учитывают эмоциональные потребности всех участников. Люди с высоким уровнем ЭИ могут более эффективно справляться с конфликтами, превращая их в возможности для роста и улучшения отношений.
Каждый из этих инструментов предоставляет уникальный набор подходов и техник для управления конфликтами. Выбор подходящего инструмента или их сочетаний зависит от конкретной ситуации, особенностей участников и наличия ресурсов.
Сегодня мы более подробно поговорим об использовании ЭИ для разрешения конфликта и более того получения из конфликта пользы.
ЭИ удобен своей универсальностью, применяя, для себя и для взаимодействия с другими, такие навыки как распознавание эмоций, использование эмоций, понимание причин происхождения эмоций, управление эмоциями, можно достигать максимально эффективного результата в разрешении конфликтов и их профилактике.
Первое с чего начнем - профилактика и предотвращение конфликта:
Например, можно способствовать развитию в коллективе или в семье навыка распознавания эмоций, размещая календари, плакаты и прочие наглядные материалы, проводя обучение тому как распознать эмоции и отделить их от реальной проблематики.
В случае выявления проблемы именно эмоционального характера:
можно с помощью третьего лица (специалиста, руководителя) или самостоятельно, проговорить эмоции, причины их возникновения и что на взгляд самих участников и специалиста, можно предпринять для локализации конфликта сейчас и для снижения напряженности при дальнейшем взаимодействии.
Настройка эффективного общенияЭИ способствует активному слушанию, умению выражать свои мысли без агрессии и находить общий язык с оппонентом. Это важно для поиска компромиссов.
Поиск совместных взаимовыгодных решенийБлагодаря ЭИ люди могут сосредоточиться не на конфликте, а на поиске решений, которые удовлетворят обе стороны. Это требует гибкости и готовности учитывать интересы других.
Снижение напряжённостиЭИ помогает осознанно использовать различные методы для разрядки обстановки, такие как: юмор, участие, доброжелательность, что делает конфликт менее острым.
Подытожим: эмоциональный интеллект может использоваться и как самостоятельный инструмент для профилактики и решения конфликтов, так и использоваться как вспомогательный элемент в комплексе с другими методиками. В любом случае ЭИ, однозначно, стоит в линейке эффективных инструментов для решения конфликтных ситуаций и не только.