Эмоциональный интеллект.
Как модный навык
поможет медиатору

Эмоции, наши постоянные спутники, влияют на все сферы жизни, в том числе и на профессиональную деятельность. Есть утверждение, что на работе эмоциям не место. Но исполнить это невозможно, да и не нужно! Расскажу, почему.

Важнейший навык современности
Эмоциональный интеллект — это способность чувствовать, данная природой. Наша задача — научиться использовать этот ресурс, управлять им.
Уверена, большинство читателей уже сталкивались с таким понятием, как эмоциональный интеллект. О нем сейчас часто говорят в СМИ, на форумах, включают в образовательные программы. Почему же эмоциональный интеллект попал в топ навыков XXI века?
Назову несколько причин, актуальных для медиаторов в том числе.
1. Важность социальных навыков и коммуникации. Эмоциональный интеллект позволяет лучше понимать свои и чужие чувства. В свою очередь, это помогает в установлении хороших отношений с окружающими людьми, улучшает сотрудничество в команде, общение с клиентами и партнерами.
2. Успешное руководство. Анализ своих эмоций и способность адекватно реагировать на поведение других может сделать вас более успешным лидером. Сейчас наиболее эффективны те, кто умеет слышать команду и проявляет житейскую мудрость.
3. Стрессоустойчивость и адаптивность. Навык управлять своими эмоциями позволяет справляться с давлением, что важно в мире с высокими требованиями и быстрым темпом жизни. Здесь и ключ от эмоционального выгорания на работе.


Любую коммуникацию в итоге мы оцениваем по своему эмоциональному состоянию: приятное или нет послевкусие от общения.

Зачем это медиатору?
Поговорим о роли эмоционального интеллекта в медиации, деятельности показательной в плане практического применения этих знаний.
Уровень эмоциональной грамотности всех сторон процедуры играет важную роль в урегулировании конфликтов, поскольку позволяет нам лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также эмпатично относиться к чувствам других людей. Благодаря высокому уровню эмоционального интеллекта более вероятно, что конфликт будет разрешен конструктивно, без лишних всплесков. Но это в теории.
На практике часто вижу, как участник конфликта поддается своим эмоциям и даже не пытается понять чувства и мотивы поведения другого.
И как здорово, что процесс медиации выстроен таким образом, что каждый человек, даже с низким уровнем эмоционального интеллекта, имеет возможность быть услышанным и услышать своего собеседника. При этом еще и договориться, прийти к единому решению.
Важнейшими этапами работы медиатора с эмоциями сторон, на мой взгляд, являются дискуссия и кокус. Именно здесь медиатор участникам помогает спустить пар, «выгрузить» накопившиеся эмоции, отделить от них факты, увидеть новые пути решения.


Конфликты и эмоции тесно связаны, поскольку эмоции могут быть как причиной возникновения конфликта, так и результатом.

Проговаривание того, что чувствуешь, уже снижает интенсивность эмоции. Поэтому она в меньшей степени влияет на восприятие фактов и принятие решений.
Конечно, хочется пожелать коллегам-медиаторам эмоционально грамотных клиентов. Но нужно признать, что в большинстве случаев мы работаем с людьми, которые не умеют управлять своими чувствами.
Что можно сделать в данной ситуации? Развить свой эмоциональный интеллект настолько, чтобы эффективно управлять собой в процессе медиации и при необходимости экологично влиять на эмоциональное состояние клиентов.
Отдельно хочу остановиться на состоянии специалиста. Важнейшая компетенция медиатора — быть нейтральным по отношению к участникам процесса, а это значит не вовлекать свои эмоции, оставаться в позиции наблюдателя. Миссия практически невыполнима без теоретических знаний об эмоциях и практических навыках управления ими. Подавить чувства можно и без знаний, но, если медиацией планируете заниматься серьезно и долго, лучше все-таки освоить эмоциональную грамотность.

Татьяна Папета
профессиональный медиатор, эксперт развития эмоционального интеллекта, основатель Школы эмоциональной грамотности
Понравилась статья?
Вас могут заинтересовать
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности