Эмоциональный интеллект.
Как модный навык
поможет медиатору

Эмоции, наши постоянные спутники, влияют на все сферы жизни, в том числе и на профессиональную деятельность. Есть утверждение, что на работе эмоциям не место. Но исполнить это невозможно, да и не нужно! Расскажу, почему.

Важнейший навык современности
Эмоциональный интеллект — это способность чувствовать, данная природой. Наша задача — научиться использовать этот ресурс, управлять им.
Уверена, большинство читателей уже сталкивались с таким понятием, как эмоциональный интеллект. О нем сейчас часто говорят в СМИ, на форумах, включают в образовательные программы. Почему же эмоциональный интеллект попал в топ навыков XXI века?
Назову несколько причин, актуальных для медиаторов в том числе.
1. Важность социальных навыков и коммуникации. Эмоциональный интеллект позволяет лучше понимать свои и чужие чувства. В свою очередь, это помогает в установлении хороших отношений с окружающими людьми, улучшает сотрудничество в команде, общение с клиентами и партнерами.
2. Успешное руководство. Анализ своих эмоций и способность адекватно реагировать на поведение других может сделать вас более успешным лидером. Сейчас наиболее эффективны те, кто умеет слышать команду и проявляет житейскую мудрость.
3. Стрессоустойчивость и адаптивность. Навык управлять своими эмоциями позволяет справляться с давлением, что важно в мире с высокими требованиями и быстрым темпом жизни. Здесь и ключ от эмоционального выгорания на работе.


Любую коммуникацию в итоге мы оцениваем по своему эмоциональному состоянию: приятное или нет послевкусие от общения.

Зачем это медиатору?
Поговорим о роли эмоционального интеллекта в медиации, деятельности показательной в плане практического применения этих знаний.
Уровень эмоциональной грамотности всех сторон процедуры играет важную роль в урегулировании конфликтов, поскольку позволяет нам лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также эмпатично относиться к чувствам других людей. Благодаря высокому уровню эмоционального интеллекта более вероятно, что конфликт будет разрешен конструктивно, без лишних всплесков. Но это в теории.
На практике часто вижу, как участник конфликта поддается своим эмоциям и даже не пытается понять чувства и мотивы поведения другого.
И как здорово, что процесс медиации выстроен таким образом, что каждый человек, даже с низким уровнем эмоционального интеллекта, имеет возможность быть услышанным и услышать своего собеседника. При этом еще и договориться, прийти к единому решению.
Важнейшими этапами работы медиатора с эмоциями сторон, на мой взгляд, являются дискуссия и кокус. Именно здесь медиатор участникам помогает спустить пар, «выгрузить» накопившиеся эмоции, отделить от них факты, увидеть новые пути решения.


Конфликты и эмоции тесно связаны, поскольку эмоции могут быть как причиной возникновения конфликта, так и результатом.

Проговаривание того, что чувствуешь, уже снижает интенсивность эмоции. Поэтому она в меньшей степени влияет на восприятие фактов и принятие решений.
Конечно, хочется пожелать коллегам-медиаторам эмоционально грамотных клиентов. Но нужно признать, что в большинстве случаев мы работаем с людьми, которые не умеют управлять своими чувствами.
Что можно сделать в данной ситуации? Развить свой эмоциональный интеллект настолько, чтобы эффективно управлять собой в процессе медиации и при необходимости экологично влиять на эмоциональное состояние клиентов.
Отдельно хочу остановиться на состоянии специалиста. Важнейшая компетенция медиатора — быть нейтральным по отношению к участникам процесса, а это значит не вовлекать свои эмоции, оставаться в позиции наблюдателя. Миссия практически невыполнима без теоретических знаний об эмоциях и практических навыках управления ими. Подавить чувства можно и без знаний, но, если медиацией планируете заниматься серьезно и долго, лучше все-таки освоить эмоциональную грамотность.

Татьяна Папета
профессиональный медиатор, эксперт развития эмоционального интеллекта, основатель Школы эмоциональной грамотности
Понравилась статья?
Вас могут заинтересовать