За горизонтом
одаренности:
Эмоциональный интеллект
как ключ к успеху

...Моей самой заветной мечтой с детства было работать с детьми, но моя судьба складывалась иначе. Точнее, она уводила в сторону, несмотря на то, что мое первое образование позволяло работать с детьми. После 15 лет работы в бизнесе я решилась изменить свой путь, получить новые знания в области эмоционального интеллекта и soft skills и пойти работать в СУНЦ (специализированный учебно-научный центр Уральского федерального университета). Сегодня с полной уверенностью могу говорить о том, что эмоциональный интеллект необходим в работе с одаренными детьми.



Давайте начнем с того, что такое детская "одаренность". В современной психологии это понятие объясняется через три важных аспекта: высокую мотивацию, глубокую фокусировку на задаче и развитое креативное мышление.

"Одаренные дети" выделяются своими талантами и интеллектом, которые превосходят средние показатели и ожидания для их возраста. Эти дети могут продемонстрировать выдающиеся навыки в различных областях, будь то академические предметы, искусство, спорт или научные исследования. Одаренные дети обычно обладают потенциалом для достижения высоких результатов и, следовательно, им требуется особый образовательный подход, который учитывает их уникальные потребности и способности.


В то же время, у таких детей с высокой мотивацией, готовностью погружаться в работу и стремлением совершенствоваться может возникать стресс, иногда связанный с разными факторами. Этот стресс может проявляться, например, в требованиях к себе сделать работу идеально или в нехватке времени, когда они полностью поглощены своими увлечениями и задачами. Коммуникация одаренных детей со сверстниками иногда может быть сложной по ряду причин:


Разница в интересах и уровне развития: Одаренные дети часто интересуются более сложными темами и имеют более развитый уровень интеллекта по сравнению со сверстниками. Это может создавать разрыв в общих интересах и понимании, что затрудняет общение. В обычных школах такие дети часто подвергаются буллингу. Их заинтересованность в учебе или своих хобби, может сказываться на развитии их социальных навыков. Они часто испытывают трудности в установлении контактов и поддержании дружеских отношений. Многие из них любят одиночество. У них есть страх перед непониманием, они опасаются, что их интересы и способности не будут поняты или приняты сверстниками. Они могут быть более скрытыми и замкнутыми. Есть такое понятие как «асинхронность в развитии»: Одаренные дети могут испытывать асинхронность в своем развитии, то есть они могут быть эмоционально или социально менее зрелыми, чем интеллектуально.


Представьте шестилетнего мальчика, который обладает выдающимися математическими способностями. Он может легко решать сложные математические задачи, которые обычно предназначены для старших классов. Его интеллектуальный уровень настолько высок, что он уверенно конкурирует с учениками старше его возраста. Однако, с эмоциональной и социальной точки зрения, этот мальчик все еще ведет себя как "типичный шестилетний». Он может быть очень эмоциональным, требовать внимания и поддержки, которые обычно ожидают от детей его возраста. В школе он может иметь трудности с установлением дружеских отношений со сверстниками, так как его интересы и уровень развития значительно отличаются от их. Это и есть асинхронность в развитии: интеллектуальное развитие этого ребенка опережает его эмоциональное и социальное развитие. Это влияет на способность взаимодействовать со сверстниками.


Страх перед оценкой: Одаренные дети могут испытывать боязнь быть оцененными или выделенными из-за своих способностей. Это может вызывать у них тревожность перед проявлением своих способностей перед другими детьми. Возьмем в пример ситуацию, с которой я столкнулась недавно: девочка чувствовала страх перед оценкой своих знаний на уроках математики. Она опасалась, что если она слишком быстро решит задачу или даст правильный ответ, ее одноклассники могут начать считать ее странной или необычной.



Девочка предпочитала скрывать свои способности и старалась оставаться невидимой на уроках. Часто умных детей обижают сверстники из-за того, что они отличаются от других, и иногда даже учителя могут подвергать их сомнению, дразнить или высмеивать перед всем классом. Опасение быть непонятыми: Одаренные дети иногда могут чувствовать себя одинокими из-за ощущения непонимания и невозможности найти единомышленников среди сверстников.



Есть другая сторона, когда родители стремятся обеспечить своим детям успешное будущее, часто выбирая путь насыщения их знаниями. Однако они не всегда учитывают индивидуальные особенности и одаренность ребенка, что может привести к эмоциональному истощению и потере собственной идентичности. Дети, вырастая в таких условиях, часто сталкиваются с трудностью определения своих интересов и желаний, так как они могут лишиться собственной самоидентификации. Вместо этого, им могут навязывать готовые решения, исходящие от родителей и учителей. Такие дети вынуждены частично подавлять свои эмоции и стремятся соответствовать чужим ожиданиям, что может лишить их возможности выразить свою индивидуальность и действовать в соответствии с собственными установками, которые им навязали.



Давайте дадим определение эмоциональному интеллекту. Согласно определению Йельского университета, эмоциональный интеллект представляет собой способность распознавать, понимать и управлять своими собственными эмоциями, а также эмоциями окружающих. Этот навык позволяет детям более эффективно управлять своими эмоциями и отношениями с другими, что может помочь им успешно адаптироваться и реализовывать свой потенциал. Эмоциональный интеллект также способствует осознанию своих эмоций и помогает избежать эмоционального выгорания и потери идентичности в поиске собственных интересов и желаний. Важно отметить, что эмоции присутствуют в каждом человеке, независимо от того, одарен ли он или нет. Если мы этому будем уделять внимание, то все трудности, о которых я упомянула ранее, сможем легко преодолеть.



Любой навык можно развить, аналогично тому, как это происходит в спорте: установка целей, создание стратегии и последующее действие. Важно заметить, что у каждого человека уже в генетическом коде заложены определенные таланты, и одаренность также является частью этой мозаики. Когда мы сочетаем развитие эмоционального интеллекта с индивидуальными особенностями ребенка, это может привести к потрясающим результатам. Когда ребенок осознает свои интересы и использует свои сильные стороны, ему не нужно подавлять свои эмоции, и его внутренняя мотивация укрепляется. Следует отметить, что поддержка и вера родителей играют важную роль в формировании у ребенка здоровой самооценки. Это способствует тому, что ребенок чувствует уверенность в себе и нацелен на достижение своих целей.


Для достижения оптимальных результатов в развитии детей необходимо осознанное участие трех ключевых участников: родителей, учебных заведений и самих детей. Только в совместной работе можно достичь поставленных целей.



Светлана Учитель
Писатель, сертифицированный тренер по эмоциональному интеллекту (EI), мастер НЛП и тьютор по индивидуальным образовательным траекториям.
Понравилась статья?
Смотрите также