Эмоциональный интеллект
руководителя

"Самая большая ошибка, которую мы все время от времени допускаем, это когда мы полагаем, что другим понятно, что мы имеем в виду."


Дэниэл Хендлер «Наречия»


Можно ли быть руководителем, в том числе на высокой должности, не используя ЭИ?

Да можно, и тогда опора будет на другие (твердые) навыки и способности.

Тогда в чем выгода развития эмоционального интеллекта (одного из мягких навыков)?

В изменении качества всего, что вокруг вас происходит!


Помните, как в фильме «Девчата» Тося перечисляет, какие блюда можно приготовить из простой картошки? Она перечисляет 15 разных блюд - и это про качество и разнообразие. В целом, можно каждый день есть одно и то же, но почему-то в части еды мы стремимся к разнообразию и качеству, а в части личностных навыков часто фиксируемся на знакомых инструментах, привычках и паттернах поведения, повторяющихся годами.


Развитие ЭИ может стать отличным триггером к глобальным поведенческим изменениям и улучшению качества жизни во всех её направлениях, как у себя, так и у окружающих.


Еще одна выгода в том, что в ЭИ практически невозможно погрузиться формально. Даже самое элементарное знание - название эмоций, заставит вас начать их замечать у себя и у других, потому что в вашем опыте точно уже есть понимание своих разных ощущений, которые можно привязать к этим названиям.


Согласно научной концепции Йельского университета, авторами которой являются Президент Йельского Университета - Питер Саловей (P. Salovey); Профессор психологии в Университете штата Нью-Гемпшир - Джон Майер (J.D. Mayer); Исследователь центра развития ЭИ Йельского университета - Дэвид Карузо (D.R. Caruso) есть четыре ветви развития ЭИ:


  • Распознавание (идентификация) эмоций
  • Использование эмоций
  • Анализ и понимание причин происхождения эмоций
  • Управление эмоциями

 Выгоды, которые принесет руководителю развитый ЭИ, приведу на примерах, в разрезе вышеуказанных ветвей развития:


Распознавание поможет:

осознавать какие эмоции испытываете вы сами и какие эмоции испытывают окружающие вас люди. Это знание поможет откорректировать свою линию поведения, помочь себе и другим понять, что прямо сейчас происходит в коммуникации, и уточнить, например, чем из происходящего вызваны данные эмоции, и направить процесс в более продуктивное русло.


Использование эмоций:

это один из инструментов (далее будет еще управление), который как раз позволяет перенаправить эмоции в нужную сторону, изменив задачу на более подходящую под ту эмоцию, которой сейчас захвачены вы или другой человек. Например, человек в гневе не может быть эффективен в переговорах, собеседовании, но может пойти и добиться чего-то («я не встану с этого места, пока не получу ответ на мой запрос») или сделать что-то быстро и четко (я, например, в гневе, как руководитель, выдаю четкие, короткие и ясные указания, без "рассусоливания", и все понимают, что это очень важно, и действуют быстрее чем обычно).


Анализ и понимание причин возникновения эмоций:

Очень важный навык, который, с одной стороны, нарабатывается сложнее, чем первые два, а с другой, если приглядеться внимательно, уже присутствует в вашем опыте, остается только «склеить» его с распознаванием. Например, даже ребенок знает, что если он со школы принесет двойку в дневнике - мама расстроится, т.е. ее эмоция будет в спектре от печали до гнева. И так же вы можете знать, что у одной из ваших подчиненных проблемы дома, а другая, наоборот, влюбилась и витает в облаках, и они обе, в связи с переживаемыми эмоциями, становятся менее эффективны. И как это можно изменить в свою пользу? - спросите вы. Легко: в первом случае мы либо даем другую задачу, более отвечающую состоянию, например, что-то монотонное, без необходимости глубоко вникать (копировать, разложить по папкам, принести унести что-то) или помочь изменить эмоцию (об этом в следующем пункте - управление эмоциями); во втором случае - что-то связанное больше с коммуникацией и активностью, чем с монотонными действиями (пообщаться с клиентами или поставщиками, провести собеседование, провести обучение, опрос), а если таких задач нет и нужно заземлить человека, то включаем роль строгого руководителя и жестко выставляем строгие рамки по нужной задаче.


Управление эмоциями:

Этот навык у всех вызывает много интереса)) многие до момента знакомства с этим навыком не понимают, что эмоциями (и своими и других) можно управлять, хотя, конечно, делают это в жизни, но не осознано. Как же делать это осознано? С помощью распознования (ведь чтобы чем-то управлять, надо понимать, чем) и с помощью анализа и понимания (чтобы понимать как, за счет чего можно это осуществить). Например: берем предыдущую ситуацию с сотрудницей в расстроенных чувствах и делаем шаг 1 - определяем какой спектр эмоций она сейчас испытывает (исходя из своего понимания или спросив непосредственно у сотрудницы), далее шаг 2 - если вы хорошо знаете человека, то вспоминаете (анализируете опыт вашего общения) что ей приносит радость, удовольствие или можно так же напрямую спросить: что ей сейчас поможет изменить настроение и состояние, шаг 3 - делаете +/- это по возможности и получаете работоспособного сотрудника и выполненные задачи.


И кратко подытожу:

Зачем же все-таки ЭИ руководителю?


Основной ресурс компаний - это человек, а человек - сложное существо, наделённое мышлением, ощущениями, чувствами и эмоциями. У руководителя много сотрудников, и все они разные, да и свое состояние тоже нельзя снимать со счетов.

Кроме того, за качественный человеческий ресурс в современном мире идет борьба, и часто не деньги решают, где человек хочет работать, а личность руководителя и микроклимат, созданный им, в коллективе. А это уже, в свою очередь, способствует росту эффективности сотрудников и компании в целом и, как следствие, росту доходов и оплаты труда.


Как вам такие выгоды от развития ЭИ?

Веселовацкая Наталья
Executive-коуч, специалист по развитию эмоционального интеллекта, корпоративный антрополог

Понравилась статья?
Вас могут заинтересовать