Крайне редко руководитель совмещает в себе роль управленца и эмоционального лидера.
Чтобы понять кто в команде неформальный лидер ответьте себе на несколько вопросов:
- с кем чаще общаются сотрудники по своим вопросам, обсуждают нерабочие моменты;
- к кому обращаются за советом и наставничеством;
- кто озвучивает причины недовольства в команде;
- кто вносит новые предложения.
Используйте энергиею неформального лидера, он вас усилит и станет отличным коммуникатором между вами и командой.
Узнайте что его мотивирует, чего хочет добиться и какие предложения хочет с вами обсудить, с кем конкурирует за ваше внимание. Используйте его идеи в работе, покажите, что цените его знания и инициативу. Проанализируйте его личность, компетенции и определите, каких качеств не хватает вам, развивайте их. Мотивируя такого лидера и объясняя ему преимущества изменений, он сам будет заинтересован в том, чтобы ваши идеи были реализованы. Он поддержит ваш авторитет в команде и гарантированно обеспечит 90% успеха при реализации нового проекта, снизив сопротивление.
Есть две формы проявления неформальных лидеров:
1. конструктивный - заинтересован в самореализации и развитии компании. Конструктивных лидеров мотивирует признание их достижений, благодарность или официальный статус. Чувствительны к публичной похвале, особенно, когда их замечают, а работу и личные качества оценивают по достоинству. Доверив такому лидеру сложную задачу, вы только усилите мотивацию.
2. деструктивный - опасен для руководителя, так как стремится к власти, снижая авторитет руководства. Ваше молчание в такой ситуации может быть истолковано как нежелание или страх разрешать эту ситуацию.
Создайте возможности для открытого обсуждения предлагаемых им идей. Включите в его обязанности те функции, которые отвечают его интересам.
Сохраняйте пост в закладки, делитесь с коллегами, поддержите меня????????.
А на "десерт" оставляю вам практическую инструкцию по типам неформальных лидеров и как правильно применять их энергию:
1. Инноватор
Эмоциональный и творческий, с оригинальными идеями. Этот лидер способен зарядить энергией коллектив и сдвинуть стереотипные подходы в сторону новаторства. Если он не находит поддержки или сталкивается с критикой — быстро опускает руки, как любой творческий человек.
Как взаимодействовать:
Советуйтесь с ним, когда бизнесу нужен глоток свежего воздуха. Коллектив готов идти за инноваторами и воплощать их идеи в жизнь. Возможно, за такими нововведениями будет стоять ещё один виток успеха компании.
Этот тип получает удовлетворение от поиска и внедрения нового. Каждый мозговой штурм в вашей команде должен проходить при участии, а лучше под руководством инноватора.
Эмоциональные всплески в поведении этого человека помогут оголить проблемы в коллективе. Используйте этот сигнал, чтобы вовремя решить неурядицы и нейтрализовать недовольство среди подчинённых.
2. Координатор
Деловой и организованный, умеет планировать работу и правильно скоординировать процессы. У него есть аргументированные ответы на все вопросы, поэтому в коллективе он пользуется большим авторитетом.
Как взаимодействовать:
Поручайте организаторскую работу — он будет с радостью её выполнять.
Сделайте координатора своей правой рукой. Можете смело возложить часть своих контролирующих обязанностей на этот тип. Легализируйте его власть повышением и сделайте партнёром.
Используйте авторитет координатора, чтобы заработать пару очков в глазах сотрудников и для себя. Он может стать вашим голосом или проповедником непопулярных решений.
3. Серый кардинал
Живёт в тени руководителя. Знает обо всём: у кого горят дедлайны, кто недавно поссорился с мужем (или женой), а кто подыскивает новую работу. Но эту информацию кардинал собирает не для сплетен в курилке.
Как взаимодействовать:
Узнавайте полезную информацию, чтобы быть в курсе внутренних процессов в коллективе.
Будьте осторожны: серые кардиналы влияют на принятие решений самого начальника. Поэтому даже компетентные советы подвергайте анализу.
Уважайте серого кардинала и дайте ему это почувствовать. Тогда он не будет играть против вас.
Кардинал никогда не возьмёт ответственность за принятые вами решения. Даже если он повлиял на это.
4. Революционер
Бунтарь и подвергает критике почти все. Стоит во главе настроений недовольства в коллективе. Ему ничего не нравится. Революционер высказывает, что не так, но не предлагает, как это исправить. Этот тип может послужить причиной конфликтов и образования враждующих группировок.
Как взаимодействовать:
Предложите революционеру решить проблему, а не просто сотрясать воздух. Скорее всего, это поставит его в тупик. А тем членам коллектива, которые идут за ним, поможет понять, что НЛ силён только на словах.
Направьте буйную энергию революционера на общественную деятельность.
Поручите дополнительные проекты или переведите в другой отдел, где контакты с коллегами минимальны.
Если же эти шаги не помогут, а конфликты продолжатся, выход один — вводить штрафы или уволить бунтаря.
5. Весельчак
«Душа команды», за ним идут, потому что он обаятельный и с ним не скучно. Под лёгким и непринуждённым руководством сотрудники готовы выполнять даже монотонную работу.
Как взаимодействовать:
Сотрудничайте на равных, в глазах подчинённых он свой.
Передавайте некоторые сложные задания через весельчака, назначьте его руководителем проекта.
Определите такого НЛ главным по работе с новичками. Тогда процесс адаптации пройдёт быстрее.
Весельчак создаёт комфортную атмосферу в отделе. Поручите ему придумать совместный досуг для коллег. Мероприятия вне офиса — его конёк.
6. Кризис-менеджер
Это ситуативный лидер. Он может никак не проявлять себя в ежедневной работе, но при форс-мажорах быстро ориентируется и принимает решения.
Как взаимодействовать:
Дайте проявить себя в стрессовых ситуациях. Скажите прямо: «Сейчас ты главный!»
По результатам оцените работу кризис-менеджера и поблагодарите при остальных членах коллектива.
Поощрение — это важный фактор для НЛ. Но хвалить нужно, когда действительно есть за что.
Не копируйте модель поведения неформального лидера, попытки будут выглядеть неестественно, а подражание поставит вас в слабую позицию.