Уроки,
расцвеченные эмоциями

В нашей школе методами развития эмоционального интеллекта заинтересовались уже более 12 учителей, а это треть педагогического коллектива, и все новые коллеги собираются повышать квалификацию, осваивая соответствующие программы.

Открыть образовательное пространство школы для большой экспериментальной работы помогла мне директор школы Надежда Игоревна Смолянинова. И, за небольшой период, с начала 2022 года и по сегодняшний день педагоги и дети ощущают комфорт в совместно созданной эмоционально-интеллектуальной среде школы.

В начальной школе программа развития эмоционального интеллекта детей реализуется два года, в основной школе – один год. И уже можно говорить о промежуточных результатах. В классе, где учитель вел целенаправленную работу по развитию эмоционального интеллекта, дети стали лучше усваивать знания. Педагогу удалось снять эмоциональные барьеры, которые мешали ребятам воспринимать учебный материал.

Настроение класса

Один из инструментов, который мы используем для развития эмоционального интеллекта, называется «Измеритель настроения». Представьте себе магнитную доску, на которой нарисованы две пересекающиеся оси координат. Пересекающиеся линии делят пространство доски на четыре части. Горизонтальная ось обозначает эмоции (от крайне негативных до самых позитивных), а вертикальная – вашу энергию в данную минуту. Получается, что негатив при низкой энергии (нижняя левая часть листа) – это печаль. При нарастающей энергии состояние движется в сторону гнева. А в позитивной (правой) половине прослеживается динамика от принятия до восторга.

Каждый ученик может, оценив свое эмоциональное состояние, отметить его в пространстве измерителя. Например, прикрепив стикер с изображением одного из эмоциональных состояний в конкретное место магнитной доски.

Учитель, увидев общую картину в начале урока, понимает, например, что некоторые дети пришли в не очень учебном настроении, и проводит специальную работу для их включения в урок.

Нужно понимать, сколько детей готовы принять сейчас учителя (испытывают восторг, радость, интерес). Или наоборот, грустят или злятся. Педагог ведь не всегда понимает, какое влияние может оказать на учеников то или иное событие. Например, у нас в начальный школе был случай, когда ученица целую неделю приходила в подавленном состоянии из-за того, что подружка заболела и не могла ходить в школу.

Если весь класс в хорошем настроении, то, вероятно, в этот день удастся сделать многое. А если в классе много раздраженных детей, нужно ситуативно изменить эмоциональный настрой и ход урока.

Учитель, внимательно относящийся к эмоциям, должен быть готов менять заготовленный план учебного занятия. Если же он попытается «пробить» реальное эмоциональное состояние детей и настаивать на своем, это лишь приведет к неудачам и выгоранию.

«Измеритель настроения» также позволяет учителю оценить качество своей работы. Он проводит аналогичное измерение в конце урока, анализирует разницу и понимает, насколько смог выправить эмоциональную ситуацию.

Вообще урок становится более эффективным, когда педагог верно оценивает состояние людей, сидящих перед ним. Он может дозировать нагрузку, подбирать подходящие дидактические средства. Одним словом, улучшается качество педагогической коммуникации.

Кодекс класса

Привыкнув бережно, я бы сказал осторожно, относиться к своему внутреннему состоянию, к себе как к индивидууму, дети могут сформулировать запросы, нормы взаимоотношений с учителем. Эти нормы фиксируется в кодексе класса.

Наши ребята отметили в кодексе, что для них важны доверительные отношения, они не хотят, чтобы их унижали, давали прозвища, кричали. Им хотелось бы снизить уровень конфликтов.

Надо сказать, что некоторые детские запросы оказались неожиданными для одного из классных руководителей. Он не думал, что ругательства, звучащие из уст одноклассников, отсутствие поддержки вызывают отторжение у многих ребят. Познакомиться с подобными пожеланиями, безусловно, полезно для каждого учителя, работающего в классе.

Случается, что некоторые педагоги делают для себя удивительные открытия, приходят к пониманию, что дети способны проявлять те же эмоции, что и взрослые. И такое понимание помогает снять некую пелену зашколенности, стать ближе к ребятам.

Дети в свою очередь становятся более чувствительными в отношениях с учителем, видят мир более красочным, могут оценивать свое состояние, Поэтому учителю, который не обращает внимания на эмоции, может быть трудно работать в таком классе. Приходится разбираться в себе и, налаживая коммуникацию, говорить с детьми на одном языке. Они могут спросить входящего в класс учителя: что вы чувствуете?

Чтобы понять и запомнить!

При аттестации в основном и старшем звене дети не всегда могут вспомнить подробности сюжета литературных произведений и поведения героев. Эту проблему можно решить с помощью инструментов развития ЭИ, которые фокусируют внимание на чувствах. Ребята лучше запомнят детали, если будут понимать, какие чувства испытывали герои произведения в тот или иной момент.

Я разработал технологию эмоционального восприятия (ТЭВ). Она включает в себя несколько этапов. Сначала ребята читают текст (или фрагмент) произведения по ролям. Потом ученикам предлагается описать настроение героев, используя специальные карточки с условным обозначением определенных эмоций. Мы разбираем, что чувствуют герои и почему у них возникли те или иные чувства. В результате складывается эмоциональная картина произведения.

К примеру, мы анализируем поведение героев комедии Гоголя «Ревизор» и их чувства, когда Городничий объявил: «К нам едет ревизор!» Кто-то из ребят предположил, что «они почувствовали страх». А еще что? Другой ученик говорит, что герои испытывали более сильное переживание – ужас.

Таким образом, в восприятии произведения возникает второй пласт – эмоциональный, восприятие становится более объемным, за счет чего усиливается интерес, и, как следствие, информация, полученная на уроке, запоминается и усваивается лучше.

Дети называют эмоции героя, и он получается для них более близким, более понятным, не книжным и хрестоматийным, а живым. Сначала школьники воспринимают стихотворение без эмоциональной подоплеки – что и почему переживал лирический герой, – а потом добавляется живая картина: в таком-то месте с героем произошло то-то, из-за чего он почувствовал… Полагаю, что такое эмоциональное осмысление сильнее запечатлится в памяти. А еще – когда литературное произведение рассматривается с такого эмоционального ракурса, детям становятся понятнее характер героев и мотивация тех или иных поступков.

Ребята, как правило, испытывают или очень сильные, или очень слабые эмоции. И в литературном произведении они обращают внимание только на экстремально эмоциональные моменты. А мы учим их видеть полутона, задумываться о причинах поступков персонажей.


Матвеев Андрей
Эксперт по оценке и развитию эмоционального интеллекта ребенка, заместитель директора по УВР ГБОУ школы 204 Центрального района Санкт-Петербурга.
Понравилась статья?
Смотрите также