Грустный ребенок учиться не сможет: почему для школьников так важен эмоциональный интеллект

Учебный год начался, родители подгоняют расписание, решают, чему в этом году будет учиться ребенок. Футбол, плавание, музыка, рисование? А вот Светлана предлагает остановиться и подумать о важном навыке, внимание которому не уделяют ни дома, ни в школе.

Мы много говорим про мотивацию и цели и совсем мало — про эмоции. А ведь именно эмоции, впечатления влияют на то, хочет ли ребенок идти в школу или на урок к конкретному учителю, интересуется ли происходящим в классе или игнорирует всё, что говорят ему педагоги.

Положительные эмоции — радость, интерес и удивление — могут стимулировать стремление к новым знаниям. В то же время отрицательные эмоции — страх или скука — могут отвлекать от учебного процесса и снижать мотивацию.

Наша ответственность — научить детей различать свои эмоции и эмоции других, справляться со сложными чувствами и, принимая их, делать так, чтобы они не мешали процессу обучения, а подпитывали его.

Дети часто испытывают беспокойство: первоклассник может волноваться перед первым походом в школу, а старшеклассник — из-за контрольных, экзаменов и плохих результатов. Бывает, что ребенку становится скучно на уроках, если предмет ему неинтересен. Всё это может привести к негативной самооценке, снижению уверенности в себе и трудностям в обучении.

Во взрослой жизни эти проблемы могут стать еще серьезнее и повлиять на профессиональную деятельность, личные отношения и общее благополучие человека. Неумение справляться с эмоциями может привести к стрессу, тревожности и даже депрессии. А отсутствие социальных и эмоциональных навыков затруднит общение с коллегами, построение карьеры и создание гармоничных отношений с близкими.

А что, если в этом учебном году мы будем учиться обращать внимание на детские эмоции? Например, начинать день с чего-то позитивного: разговора, объятий, песни — так мы будем заряжаться на весь урок! Дальше — удивление. Ведь именно эта эмоция помогает увлечься и запомнить новую информацию. Рутинное обучение надо «разбавлять» всплеском, какой-то интересной идеей, фактом, новым форматом.

Советую также создавать для детей яркие зрительные образы, потому что школьники чаще всего — визуалы. Карточки, плакаты, картинки, графики помогут вызвать любопытство. Не забывайте про мимику и жесты! Учителя должны вызывать доверие, а не пугать или расстраивать.

Нужно помнить, что сильные эмоции полностью завладевают вниманием человека, не давая ему возможности сосредоточиться на других предметах. Человек, охваченный восторгом или гневом, не способен к концентрации. Внимательными детей может сделать печаль, ведь она побуждает к размышлениям, анализу. А сосредоточенность и усидчивость помогают при поиске, например, ошибок или проверке работы.

Развитие эмоционального интеллекта — задача, на которую всем нам стоит обратить внимание в этом году. Учитесь понимать свои эмоции, учите детей различать свои, делайте паузу перед тем, как принять решение, обдумывайте свои поступки и реагируйте на действия других осознанно. Такой подход принесет пользу: дети станут увереннее в себе и проявят больше интереса к учебе. Они будут более оптимистичными и возьмут на себя ответственность за свои ошибки.




Светлана Учитель
Писатель, тьютор по эмоциональному интеллекту (EACEIP), мастер НЛП и тьютор по индивидуальным образовательным траекториям
Понравилась статья?
Смотрите также