Отрицательные
эмоции и общение

...Эмоции - это очень быстрые сигналы обратной связи от организма о том, что происходит вокруг или внутри нас. Это эволюционный механизм, который помог древним людям выжить в условиях, когда не было времени долго размышлять.

Современному человеку уже не приходится выживать таким образом. Однако сейчас информацию, которую несут в себе эмоции, можно использовать для повышения личной эффективности и эффективности бизнеса, достижения желаемых результатов и целей.

Нет плохих и хороших эмоций. Есть те, которые нам приятны и не приятны. И каждой из них есть, что «сказать». Давайте разберёмся, о чем же сообщают основные неприятные эмоции, которые принято считать отрицательными.

✓ Злость говорит о том, что нарушены личные границы, неудовлетворены потребности, не оправдались ожидания или мы очень истощены и чрезмерно реагируем даже на маленькие раздражители.

✓ Грусть сообщает об утрате или истощении.

✓ Обида - о том, что мы злимся, но сказать об этом не можем. Это подавленная злость ребёнка на взрослого. Обида - это чувство, которое состоит из нескольких эмоций. Помимо злости здесь присутствует и грусть.

✓ Зависть информирует о том, что нам тоже хочется так же или того же, что есть у другого.

✓ Вина - о том, что произошла какая-то ошибка и нужно ее исправить.

✓ Страх предупреждает об опасности, защищает.

Получается, что просто так злость, грусть, вина и т.д. не возникают. Если это ощущение появилось, значит на то есть причина. И можно быть эффективным в любом из этих состояний.

Дело в том, что эмоция, возникая в теле, даёт энергию для действий. То есть, когда мы что-то почувствовали, то нужно что-то сделать, чтобы эту энергию истратить и получить результат: защитить границы, удовлетворить потребность, отдохнуть, получить желаемое, исправить ошибку, продумать план действий, подготовиться к событию.

Современные люди привыкли полагаться на логику, а чувства игнорировать. Поэтому энергия, возникшая от эмоции, не расходуется на действия, а остаётся в теле в виде определённых гормонов. Их избыток со временем приводит к различным хроническим заболеваниям, выгоранию и депрессии.

Более 380 миллионов человек в мире страдают депрессией, и более 900 тысяч ежегодно заканчивают жизнь суицидом.

Эти цифры можно значительно снизить, если научиться обращаться со своими эмоциями. Для этого важно уметь определять, что ты чувствуешь и сообщать об этом окружающим. Часто простая фраза: «Я сейчас злюсь» может значительно снизить градус напряжения. Когда я понимаю, что со мной происходит, то могу рассказать об этом окружающим. При этом я не обвиняю, не осуждаю, не наезжаю, а рассказываю о том, что чувствую и предлагаю найти выход из ситуации.

Основная причина конфликтов - недостаточная коммуникация. Осознание своих эмоций, чувств и состояний помогает очень хорошо прокачать уровень коммуникации, как на работе (с руководителями, коллегами, подчиненными), так и дома (дети, супруги, родители).

Для улучшения взаимодействия с окружающими можно использовать простую формулу, которую предлагает Маршал Розенберг в своей книге «Ненасильственное общение». Состоит она из четырёх пунктов.

1. Наблюдения.

2. Чувства.

3. Потребности.

4. Просьбы.

Как это расшифровывается? Сначала мы говорим о том, что произошло, просто констатируем факт, без оценки, не выражая своего отношения. Потом сообщаем о том, что мы при этом чувствуем и почему нас задело то, о чем рассказали в первом пункте. И в заключение, выражаем свою просьбу, пожелание, своё вИдение разрешения ситуации. Фактически договариваемся о последовательности действий, когда подобная история повторится.

Рассмотрим пример. Ситуация между мамой и дочерью-подростком. Мама приходит уставшая с работы и видит разбросанные дочерью вещи. Какой диалог обычно разворачивается в подобной ситуации?

- Опять ты свои вещи разбросала!

- Сколько можно мусорить, я вчера весь вечер убиралась! и т.д.

Мама злится. Дочка тоже начинает злиться, потому что таким обращением нарушаются ее границы, ее обвиняют.


При таком взаимодействии ей точно не захочется убрать вещи и поддерживать порядок в будущем. Какой результат мы получаем от подобной коммуникации? Испорченный вечер и отношения между мамой и дочерью.


Но разве к этому стремилась мама? Конечно нет! Для неё важен порядок дома и хорошие отношения с дочерью. Просто она устала и недостаточно корректно выразила свою просьбу.

Давайте посмотрим, как можно применить формулу ненасильственного общения в подобной ситуации. Что и как следует сказать маме, чтобы получить желаемый результат от взаимодействия.

- Когда я пришла с работы и увидела разбросанные по квартире вещи, то очень разозлилась, потому что вчера я очень много времени потратила на уборку и устала.

Можно поменять местами пункты 1 и 2. Тогда получится ещё один вариант фразы.

- Сейчас я очень злюсь, потому что вижу разбросанные вещи. Вчера я много времени потратила на уборку и очень устала.

И продолжаем просьбой:

- Пожалуйста, убирай свои вещи на место.

Или ещё один вариант:

- Давай придумаем, как мы можем решить эту ситуацию?

Ребёнок, на которого не орут и не обвиняют, как правило, осознаёт, что поступил нехорошо. При таком отрешении он предложит сам убрать вещи и постарается поддерживать порядок в будущем.

Конечно же, это произойдёт не с первого раза. Скорее всего, вам придется повторить еще не раз. Это нормально. При этом, если вы будете выражать свою просьбу подобным образом, вас обязательно услышат, отнесутся с пониманием. В результате такого поведения ваши долгосрочные отношения будут укрепляться, разовьётся взаимное доверие, понимание и уважение.

Такая форма общения подтвердила эффективность на сотнях и тысячах людей, которые решили ее использовать. Если получилось у них, то получится и у вас! Главное терпение и настойчивость!

Желаю вам подружиться со своими эмоциями, выстроить гармоничные отношения с окружающими, самим собой и достичь всего задуманного!

Ольга Быстрова
Врач-стоматолог, кандидат медицинских наук, тренер по развитию эмоционального интеллекта (EACEIP), писатель, спикер.
Понравилась статья?
Смотрите также
Made on
Tilda