Природа эмоций
Вы знаете как рождаются эмоции?

Мы с вами живем в таком мире, где информация имеет огромную ценность, особенно для родителей. С её помощью можно помогать ребенку получать образование, которое будет делать его успешным человеком.

Для начала предлагаю разобраться, как устроен мозг, который играет первую скрипку в жизни человека.

Сейчас часто сравнивают мозг с компьютером. На мой взгляд, именно это сравнение помогает понять все механизмы его работы, они во многом похожи. Я часто буду использовать в своем тексте термины из этой сферы.

Все знания важно раскладывать и оформлять в правильных отделах памяти, которая хранится на протяжении всей жизни. Нужно сразу создавать фундамент для программ, закрывающих все базовые потребности. Другими словами, человек с рождения может создать свой Apple в головном мозге и загрузить туда необходимую информацию, например: устройство мира, эффективные стратегии поведения и прогнозы поведения других людей.

Что важно знать родителям, чтобы в начале жизненного пути ребенка начать загружать видеокарту, которую потом он перенесет в свой компьютер? Любая полученная им информация передается из одного отдела в другой, формируя нейронную сеть, которая состоит из 90 миллиардов нервных клеток, и работать начинает до того, как человек появился на свет. Она записывает всю информацию, полученную извне. Далее поговорим подробно.

Я поставила перед собой задачу передать информационную модель природы эмоций, с помощью которой вы сможете сформировать понимание и увидеть важность развития эмоционального интеллекта для своего ребенка.

У нас в мозгу есть несколько основных отделов, которые управляются центрами на основании информации, полученной от других отделов. Например: мне больно, обжег палец. Отдел получил информацию, передал ее дальше, где было принято решение, которое далее было отправлено в отдел памяти. Многие помнят свой первый шрам, а если и не помнят, то наверняка не попадают второй раз в такую ситуацию. «Я голоден», «мне страшно», «мне холодно» — это реакция, здесь мозг выдает сразу результат, который загружен в память, там уже сформирована стратегия поведения. Если говорить про базовые эмоции, то там реакции зашиты, действие выходит на автомате. Например: испугался — убежал, злой — ударил, голоден — съел, что увидел.

Осознанные реакции формируется через центр, отвечающей за информационную модель мира, с помощью которой мы можем прогнозировать и выбирать варианты поведения. На эти выборы влияют гормоны, шумы и другие различные факторы. Если у человека загружено мало информации, да к тому же она неинтересная, то его стратегии поведения будут однотипными, скучными для него самого же. Про таких часто говорят — «инертный человек».

Загрузка информации видеокарты начинается с рождения человека и загружается всевозможными схемами для взаимодействия с сигналами, которые передаются в виде электрических импульсов для потенциальных действий. Эти реакции молниеносны и связаны с химическим процессом производства гормонов, после чего происходит результат. Он записывается в виде новой нейросети в одном из отделов. Например: человек потерял ключи (испугался), его поругали (стало стыдно) = появляется чувство тревоги, далее он испытывает страх за свой поступок, потом наступает низкая самооценка. Это все записывается в память и хранится вечно. Такие записи приобретаются на протяжении жизни в большом количестве. Мы используем то, что у нас имеется в видеокарте с рождения.

На каждую часть тела, органы у нас есть центр управления. Головной мозг и спинной мозг можно назвать основными софтами обмена информации. У нас несколько тепловых карт, самое главное — это глаза, они отвечают за зрительную информацию, с помощью которой работают зеркальные нейроны. Они отражают действия другого, которые мы непроизвольно копируем. Фраза, которую мы часто слышим, как раз про это: «Не воспитывайте своих детей, они все равно будут похожи на вас».

Есть еще один важный отдел — гипоталамус, он отвечает за эндокринную систему, управляет температурой тела, реакциями стресса и биологическими потребностями.

Здесь живет программа удовольствия и наказания, по энергии они похожи. Вспомните, как вы себя чувствуете, когда испытываете такие эмоции. Наверняка вы слышали про психосоматику, она зарождается именно здесь.

Обратим внимание на мозжечок, который отвечает за действия, он набит нейронами, которые отдают задачи, чтобы разгрузить систему мышления и принятия решений. Вот зачем нам всем без исключения необходим спорт. Там же живут врождённые программы — как мы учимся держать голову, ходить.

Видеокарта состоит из зрения, слуха, чувствительности тела. Ассоциативная кора объединяет потоки сигналов от всех сенсоров и все передает в лобный центр, где размещен пульт управления нашим поведением. Вот здесь зашиты наши эмоциональные реакции со всевозможными кнопками разных цветов. Именно здесь может происходить взрыв от несовпадения реальных и ожидаемых результатов. Вспомните ситуацию, когда вы ожидали что-то, а это не произошло. Как вы реагировали на данный факт? Ребенок год учится в школе, ваши ожидания не совпадают с реальностью.

Также во всем этом участвует важный элемент в виде волн, возбуждающих и тормозящих медиаторы принятия решения любого процесса. Если они нарушены, то человек получает разные отклонения, заболевания. У детей мы можем наблюдать это в виде СДВГ, у взрослых на запущенной стадии — болезнь Паркинсона.

Вывод: из вышесказанного можно понять, что все то, что я перечислила, имеет природу получения информации от разных отделов головного мозга, получает разную обработку, далее идет формула:

реакция (электрический сигнал + химический процесс) = действие, основанное на той информации об окружающим мире и стратегии поведения, которая загружена в карту памяти. Время на формирование такой цепочки занимает меньше одной минуты, точнее сказать, несколько секунд, и называется это «эмоция». Она долго не живет. Далее у вас формируется эмоциональное состояние, оно отличается длительностью.

Если мы не работаем осознанно с реакциями, позволяя эмоциям проявляться без осознанности со стороны нас, так как они заложены в нас базово, происходит беда в виде конфликтов, обид, стресса, депрессий. Такое поведение зачастую неэффективно, мы испытываем тревогу там, где этого не стоило бы делать, обижаемся и злимся, когда можно не придавать значение, понимая, почему так поступил другой человек. Зная, как работают эмоции, вы с легкостью можете создавать эффективные стратегии своего поведения, предсказывать действия других людей.

Развитие эмоционального интеллекта позволяет осознавать, почему вы испытываете те или иные эмоции. Вы с легкостью научитесь понимать другого человека и самое главное — управлять своими эмоциями, использовать их под задачи. Теперь представьте, что вы своего ребенка научили этому навыку, он умеет включать мотивацию и учиться с удовольствием, находить себе интересных друзей, ставить цели и идти к ним. Умение понимать и управлять собой ведет человека к его личному успеху и счастью. Ведь все мы живем, чтобы быть счастливыми.

Светлана Учитель
Клинический психолог, бизнес-тренер с опытом работы более 10 лет в корпоративном формате, тьютор развития эмоционального интеллекта
Понравилась статья?
Смотрите также
Made on
Tilda